Качество сварочного шва – первейшая забота сварщика. Опытный сварщик знает, какой вид шва применить в том или ином случае. Новичку же, прежде чем приступать к сварке, нужно ознакомиться с основными разновидностями сварочного шва, о которых мы расскажем далее.
Вид соединения
Выбор вида соединения диктуется конфигурацией и назначением свариваемых деталей. Сварные швы в зависимости от вида соединения подразделяются на швы:
Длина
В зависимости от длины существуют короткие, средние, длинные сварочные швы. Короткие швы варят в одном направлении, а средние – в два этапа отдельными участками, начиная от центра , двигаясь к концам. Длинные швы используются для сварки больших листов металла, труб, разного типа емкостей, корпусов судов и т.п. Сварку таких швов ведут также участками, от центра до края, затем возвращаются к центру и проходят участок до другого края.

Толщина
Нередко у сварщика возникает необходимость сварить детали значительной толщины. В этом случае применяют многослойные швы, которые следует выполнять методом «горки». Сначала на участке протяженностью 250-300 мм делают первый слой намеченного шва. Затем с поверхности шва и прилежащих деталей удаляют шлак, зачищают шов и делают следующий слой, чтобы его ширина была больше первого. Затем выполняют следующий, третий шов. Таким образом, шов как бы расходится в стороны от центра.
Толстые детали (свыше 15 мм) можно сваривать также каскадным методом. Шов делят на участки примерно по 20 см. Сделав первый слой шва на одном участке, не останавливаясь, переходят на следующий, чтобы металл каждого следующего участка накладывался на не успевшую остыть поверхность предыдущего.
Сварку сталей, которые имеют свойство закаляться производят блоками. При этом шов выполняют блоками ступенчатого вида по всей ширине сварочного шва.
Стоит заметить, что при большом объеме сварочных работ ручная сварка не обеспечит должного качества и будет чрезвычайно трудоемким процессом. Поэтому при толщине деталей более 60 мм в промышленности целесообразно применять сварочные автоматы и полуавтоматы, которые самостоятельно выполняют сварку в поперечном и продольном направлении с помощью электродной проволоки.